Славянские руны
Первые доводы в пользу существования
славянского рунического письма были
выдвинуты еще в начале-середине прошлого
столетия; некоторые из приводимых тогда
свидетельств ныне отнесены к глаголице, а
не к “рунице”, некоторые оказались просто
несостоятельными, но ряд доводов сохраняет
силу до сих пор. Так, невозможно спорить со
свидетельством Титмара, который, описывая
славянский храм Ретры, указывает на тот
факт, что на идолах храма были нанесены
надписи, выполненные “особыми”,
негерманскими рунами. Было бы совершенно
абсурдно предполагать, что Титмар, будучи
человеком образованным, мог бы не узнать
стандартные младшие скандинавские руны,
если бы имена богов на идолах были бы
начертаны ими. Массуди, описывая один из
славянских храмов, упоминает некие
высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан,
говоря о славянах конца I тысячелетия,
указывает на существование у них
намогильных надписей на столбах. Ибн Эль
Недим говорит о существовании славянского
докириллического письма и даже приводит в
своем трактате рисунок одной надписи,
вырезанной на кусочке дерева (знаменитая
Недимовская надпись). В чешской песне “Суд
Любуши”, сохранившейся в списке IX века,
упоминается дески правдодатне - законы,
записанные на деревянных досках некими
письменами.
На существование у славян рунического
письма 5 указывают и многие археологические
данные. Древнейшими из них являются находки
керамики с фрагментами надписей,
принадлежащей черняховской
археологической культуре, однозначно
связанной со славянами и датируемой I-IV
веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад
знаки на этих находках были определены как
следы письменности. 6
Примером “черняховского” славянского
рунического письма могут послужить обломки
керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная
Волынь) или глиняный черепок из Рипнева,
относящийся к той же черняховской культуре
и представляющий собой, вероятно, осколок
сосуда. Знаки, различимые на черепке, не
оставляют сомнений в том, что это именно
надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал,
чтобы оказалась возможной дешифровка
надписи. В целом, керамика черняховской
культуры дает весьма интересный, но слишком
скудный для осуществления дешифровки
материал.
Так, чрезвычайно интересен славянский
глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при
раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его
поверхность нанесена надпись, содержащая 12
позиций и использующая 6 знаков. Надпись не
поддается ни переводу, ни прочтению,
несмотря на то, что попытки дешифровки были
предприняты. Так, одно время выдвигалось
предположение, что, судя по количеству
позиций, знаки эти могут быть начальными
буквами названий месяцев, а надпись в целом
- календарем. Однако, не существует, к
сожалению, ни одного славянского языка, ни
древнего, ни современного, в котором
названия четырех месяцев начинались бы с
одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей,
и оставшихся трех месяцев - с трех разных
букв.
В целом неважно, является ли эта надпись
надписью в полном смысле слова или же она
представляет собой некий осмысленный набор
знаков. Читатель, возможо, уже отметил
определенное сходство графики этой надписи
с графикой рунической. Это действительно
так. Сходство есть, и не только сходство -
половина знаков (три из шести) совпадают с
рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24),
Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант
руны Ингуз (Футарк, 22) - ромб, поставленный на
вершину.
Другую - более позднюю - группу свидетельств
применения славянами рунического письма
образуют памятники, связываемые с венедами,
балтийскими славянами. Из этих памятников
прежде всего укажем на так называемые
Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году
в Польше. Еще одним - поистине уникальным -
памятником “балтийской” славянской
руники являются надписи на культовых
предметах из разрушенного в середине XI века
в ходе германского завоевания славянского
храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах
стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные
ценности долгое время считались утерянными
или украденными, пока часть их, спустя более
полу-тысячелетия, не появилась на свет
вновь. Бронзовые изображения богов и
ритуальные предметы из Ретринского храма
были найдены в земле деревни Прильвиц в
конце XVII века; значительно позднее их
приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал
и заказал гравюры. Эти материалы были
изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга
содержит гравюры более шести десятков
скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти
предметы почитаются фальшивками, в то время
как западные рунологи предпочитают
следовать вердикту специальной комиссии, в
течение двух лет изучавшей этот вопрос и
постановившей, что предметы - подлинные.
Кроме того, на мой взгляд, весьма
убедительным доводом в пользу подлинности
предметов из Ретры является тот факт, что
первоначальным владельцем памятников был
католический священник. От священника мы
гораздо скорее могли бы ожидать
уничтожения памятников языческой религии (что
и было им сделано в отношении части
предметов), но уж никак не изготовления
статуй языческих богов с языческими же
письменами...
Любопытно, что подобный “нигилизм”
российских исследователей в отношении
славянской рунической культуры
распространяется и на памятники,
подлинность которых вообще не может быть
подвергнута сомнению. Так, например, в
Москве в настоящее время хранится частная
коллекция предметов с руническими
надписями, обнаруженными в ходе
археологических работ в Белоруссии; эта
коллекция никогда не была опубликована в
академических изданиях, но мы, благодаря
помощи А.А.Бычкова, имеем возможность
поместить здесь прорисовки некоторых из
этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь
список подобных памятников, число которых
достаточно велико 9.
Как и руны скандинавских и континентальных
германцев, славянские руны восходят, судя
по всему, к североиталийским (альпийским)
алфавитам. Известно несколько основных
вариантов альпийской письменности, которой
владели, помимо северных этрусков, живущие
по соседству славянские и кельтские
племена. Вопрос о том, какими именно путями
италийское письмо было принесено в поздние
славянские регионы, остается на данный
момент полностью открытым, равно как и
вопрос о взаимовлиянии славянской и
германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую
культуру следует понимать гораздо шире, чем
элементарные навыки письменности - это
целый культурный пласт, охватывающий и
мифологию, и религию, и определенные
аспекты магического искусства. Уже в
Этрурии и Венеции (землях этрусков и
венедов) к алфавиту относились как к
объекту, имеющему божественное
происхождение и могущему оказывать
магическое воздействие. Об этом
свидетельствуют, например, находки в
этрусских погребениях табличек с
перечислением алфавитных знаков. Это -
простейший вид рунической магии,
распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской
рунической письменности, нельзя не
затронуть вопрос о существовании
древнеславянской рунической культуры в
целом. Владели этой культурой славяне
языческих времен; сохранилась она, судя по
всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного
существования на Руси христианства и
язычества - X-XVI века).
Прекрасный тому пример - широчайшее
использование славянами руны Фрейра - Ингуз.
Другой пример - одно из замечательных
вятических височных колец XII века. На его
лопастях выгравированы знаки - это еще одна
руна. Третьи от краев лопасти несут
изображение руны Альгиз, а центральная
лопасть - сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые
появилась в составе Футарка; без изменений
просуществовала она около тысячелетия и
вошла во все рунические алфавиты, кроме
поздних шведско-норвежских, в магических
целях не применявшихся (около X века).
Изображение этой руны на височном кольце не
случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно
из ее магических свойств - защита от чужого
колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их
предками имеет очень древнюю историю. В
древности часто соединяли четыре руны
Альгиз так, что образовывался
двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо,
те же функции, что и сама руна. Вместе с тем
следует отметить, подобные магические
символы могут появляться у разных народов и
независимо друг от друга (как то было
описано в 6 разделе второй главы). Примером
тому может послужить, например, бронзовая
мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х.
из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных
рунических знаков является свастика, как
четырех-, так и трехветвевая. Изображения
свастики в славянском мире встречаются
повсеместно, хотя и нечасто. Это и
естественно - свастика, символ огня и, в
определенных случаях, плодородия, - знак
слишком “мощный” и слишком значительный
для широкого использования. Как и
двенадцатиконечный крест, свастику можно
встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет
единственное в своем роде височное кольцо,
опять же вятическое. На его лопастях
выгравировано сразу несколько различных
знаков - это целая коллекция символов
древней славянской магии. Центральная
лопасть несет несколько видоизмененную
руну Ингуз, первые лепестки от центра -
изображение, ясное еще не вполне. На вторые
от центра лепестки нанесен
двенадцатиконечный крест, являющийся,
скорее всего, модификацией креста из
четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние
лепестки несут изображение свастики. Что же,
ювелир, работавший над этим кольцом, создал
могучий талисман.
Описание этого уникального височного
кольца завершает наш небольшой обзор
памятников рунического искусства древних
славян. Если смотреть шире и говорить о
славянских материальных памятниках
древних искусств вообще, включающих в себя,
в частности, и прикладную магию, то надо
отметить, что объем материала здесь огромен.
Величайшая заслуга в изучении и
систематизации этого материала
принадлежит выдающемуся русскому историку
и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его
монографии “Язычество древних славян” (М.,
1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987),
несомненно, являются на данный момент
наиболее подробными фундаментальными
исследованиями этого вопроса.
Для интересующихся мы поместили на этой странице раздел, посвященный древним славянским божествам:
Боги славян
Cеверо-Вендский славянский
рунический строй
Мир Ключевые слова: Белбог; внутреннее Я; Древо Мира Руна Белого Бога - одного из самых сложных (sic!) образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя Madr или Mannaz - Человек. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог - это весь Мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ Мира, или макрокосма. Ось Мироздания - это Мировое Древо, так же, как позвоночный столб - ось человека. Сама форма руны Белбога суть образ Древа Мира и образ человека, стоящего с подъятыми к Небу руками. Руна Белбога символизирует внутреннее, божественное по своей природе, Я человека; ту его часть, что хранит непреходящее Знание и непреходящую Жизнь; то, что принадлежит Небу. Вспомним также, что второе значение слова "мир" в славянских языках - община, общество, Род - т.е. среда, в которой блюдется порядок. В этом отношении руна Белбога символизирует центростремительные силы - силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство светлых богов. В германских рунических рядах содержание руны Белбога отчасти передают руны Манназ и Альгиз; а сам образ славянского Белого Бога представляет собой прямую параллель образу скандинавского бога Хеймдалля, которого древние тексты называют Белым Асом. Как и Белбог, Хеймдалль - Страж Порядка, чья доля - блюсти пределы богов от нашествий Сил Хаоса. |
|
Чернобог Ключевые слова: Шут; Тень; Перевернутое Древо Мира Руна Чернобога - божества, образующего дуальную пару с Белбогом. Если руна Белбога представляет силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку, то руна Чернобога связывает нас с силами, ведущими Мир к абсолютному Хаосу. Было бы абсурдом ассоциировать Белбога с "добром" и Чернобога - со "злом"; взаимодействие центростремительных и центробежных сил суть залог Равновесия, читай: залог самого существования Мира. В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы. В отношении человека руна Чернобога представляет Тень, тот архетип юнгианского бессознательного, что вечно стоит за нашим левым плечом и, посмеиваясь, ведет нас к освобождению от личин и иллюзий: "Я тот, кто вечно хочет зла и вечно соверщает благо" (Гете)... Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы. В германских рунических рядах руна Чернобога находит себе частичное соответствие в рунах Перт и Хагалаз. Германское имя Чернобога - Локи. |
|
Алатырь Ключевые слова: Азы, начала; Величие; Мировая Гора; Грааль Руна Алатырь - руна центра Мироздания, отмечаемого Мировой Горой; руна начала и конца всего сущего. Это - то, вокруг чего вращается борьба Белбога и Чернобога, круговорот борьбы сил Порядка и Хаоса; это закон Равновесия и возвращения на круги своя; это камень, лежащий в основании Мира, - та горстка земли, поднятая богами со дна изначального океана, из которой было сотворено Всё. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр... Алатырь, "всем камням отец", "пуп земли" в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире - лишь отражение Алатырь-камня. Магический алтарь - камень, на котором совершается жертвоприношение, - суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, что заключен в этой руне. В германских рунических рядах нет рун, более или менее полно передающих содержание руны Алатырь. Лишь до некоторой степени ей соответствуют руна Йер старшего и руна Стан нортумбрийского рунических рядов. |
|
Радуга Ключевые слова: Дорога; Радость Как и в скандинавском Футарке, это руна Дороги, руна "пути, у которого есть сердце" (Кастанеда)... Это - бесконечный Путь, ведущий к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, Огня и Воды. Дорога в Традиции - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; это состояние движения меж Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула "делай, что должен, и будь, что будет" могла бы послужить "девизом" этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций. В германских рунических рядах этой руне полностью соответствует руна Райд, имя которой также означает "Дорога", "Путешествие". |
|
Нужда Ключевые слова: Неизбежность; Судьба; Навь; Кривда; Вий Руна Велеса в образе Вия (Ния) - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать; руна тьмы, смерти, всесжигающего подземного огня. Руна стеснения, скованности и принуждения. Как и во всем, что связано с рунами, сказанное выше о руне Нужды может быть соотнесено с любыми уровнями реальности. Это и магический запрет на совершение (завершение) того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека, закрывая от него истинную, божественную реальность Мира. Велес как Вий, Страшный Бог, взгляд которого сжигает все живое, - это Чернобог, тьмой неведения и пустоты встающий поперек Дороги. Огонь Вия, не дающий света, огонь, заковывающий в цепи, - вот сакральное содержание этой руны. Но не забудем, что сила Чернобога необходима для того, чтобы развернулся коловрат Дороги; тогда цепи темного пламени Вия предстанут перед нами не преградой на Дороге, но испытанием, обещающим Посвящение... В германских рунических рядах данная руна соответствует руне Науд, имя которой также означает "Нужда". |
|
Крада Ключевые слова: Огонь; Глагол; Воплощение; Правда Славянское слово "крада" означает жертвенный огонь. Руна Крада - руна огня, родственная германским рунам Гебо и Кано, ибо огонь есть дар богов и сила, воплощающая божественное в Срединном мире. Это - руна устремления и воплощения стремлений, а значит - руна речи, поскольку в нордической Традиции речь, глагол всегда ассоциировались с воплощением намерения. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и потому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое содержание руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация. |
|
Треба Ключевые слова: Твердость Духа; Воин; Жертва Как и аналогичная германская руна Тейваз, славянская руна Треба является руной Воина Духа - странника на Дороге к Алатырю. Скандинавские предания рассказывают о таком деянии Тюра - бога, которому посвящена эта руна в германском строе. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка - причину грядущего Рагнарока, Конца Мира. Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но сделать это можно было лишь хитростью, и тогда боги обещали Волку, что лишь испытают путы и после снимут их, и Тюр в залог этого положил Волку в пасть свою руку. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра - но победа над Хаосом была достигнута. Жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения, - это сакральное содержание руны Треба. Но жертвоприношение во внутренней Традиции не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого. И Воин Духа - тот, кто на Дороге к Алатырю светлым огнем жертвоприношения побеждает темные оковы сознания и, освобождаясь от них, принимает Посвящение и Силу. |
|
Сила Ключевые слова: Сила; Знание; Целостность Сила - достояние Воина. Сила в нордической Традиции - это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. И, поскольку лишь мусор сознания дробит в человеческом воприятии и Мир, и самое сознание, руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь сумев разбить оковы сознания, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего, своего истинного божественного Я. Магическое значенение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению. В германских рунических рядах руне Силы отвечает руна Зиг (Соул) Старшего Футарка. |
|
Ветер Ключевые слова: Вершина; Ведать; Ветер-Сила; Велес Руна Ветра принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и Силы - Велесу. Это - руна Духа; руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического. Графически руна Ветра напоминает сдвоенную руну Воина Духа - это не случайно: как руна Треба представляет собой архетип Воина Пути, странника на Дороге к Алатырю, так руна Ветра являет архетип Божественного Мага - направление и итог работы Воина над собой... В сакральной Традиции Ветер - устойчивый образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии - тот круг внутреннего знания и внутренней Силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного Я. Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем Мира?.. Итак, на уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер и внутренний магический круг; на уровне эмоциональном - вдохновение, творческую ярость (сканд. odr, откуда происходит скандинавское имя Велеса - Один); на уровне событийном - божественную Игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными, события, отражающие извечный танец Шивы-Велеса... |
|
Берегиня Ключевые слова: Береза; Судьба; Мать; Земля; Макошь Берегиня в славянской Традиции - женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом; в архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям, Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. И с равной правотой можно называть руну Берегини руной Жизни и руной Смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, - суть ипостаси одной и той же Богини. Эта же руна является руной Судьбы, как она понимается в нордической Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь - супруга (читай: женская ипостась) бога Велеса. И так же, как руна Ветра, руна Берегини является руной силы - но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини... Если - обращаясь к восточным традициям - Сила Ветра связана с верхними энергетическими центрами человека, то сила Берегини - с нижними... Лишь отчасти значение руны Берегини передается германской руной Беркана. |
|
Уд Ключевые слова: Ярь; Любовь; Юность; Огонь; Яровит Славянское слово "уд", имеющее, вообще, значение "конечность, член", в контексте сакральном приобретает конкретное значение phallus'а. Во всех без исключения ветвях индоевропейской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь (эти слова однокоренные). Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина - скандинавами. Его славянское имя - Яровит (Ярило), а скандинавское - Бальдр. Руна Уд воплощает его силу - Ярь, то, что делает мужчин мужественными, а женщин - женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса... В германских рунических рядах руне Уд соответствуют руны Уруз и, отчасти, Ингуз. |
|
Леля Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля Богиня этой руны - Леля - почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля ("дитя, девочка"), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила - "игра". И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях. В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих другихъ обрядовых мифах. В магии руна Лели - это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости. В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо. |
|
Рок Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы - Цrlцg, древние англо-саксы - Wyrd. Нет смысла говорить об этом - есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопределенного судьбой не может избежать даже бог - это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд, Орлёг - это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто - Все-Что-Есть... При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому. Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт, Эваз и Хагалаз. В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако, повторим, однозначного соответствия здесь нет. |
|
Опора Ключевые слова: Боги; Родина; Столб; Кол и Коло Это - руна оснований Мироздания; руна богов. Именно опорами, столпами Мира почитаются боги в Традиции; в древних северных языках два эти слова - бог и столб - звучали одинаково: ass/ans. Сонм богов суть и центр, и периферия Мира, поэтому в русском языке и Ось, символизирующая Мировое Древо, и Окружность, ее охватывающая, означаются почти одним и тем же словом: Кол и Коло. Опора, столб - это еще и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо; и этот шест - тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясывающая - это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов; это - Родина, наследие предков. В гадании руна Опоры может означать поддержку богов и богов, обретение твердого основания, твердость духа и крепость позиции. В Старшем Футарке отдельные аспекты значения руны Опоры частично передают руны Одал и Ансуз. |
|
Даждьбог Ключевые слова: Добро; Дар; Плодородие Руна светлого Даждьбога, символизирующая благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви. Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты - под именем Дагды, - это рог изобилия или, в более древней форме, котел неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представлет руна Даждьбога. В гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. Также появление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого-либо начинания или процесса. Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим рунам Фе и Йер; кроме того, некоторые аспекты ее значения соответствуют рунам Ингуз, Гебо и Дагаз. |
|
Перун Ключевые слова: Покрытие; Мощь Руна Перуна - нордического бога-громовержца, защищающего миры богов и людей и сохраняющего Правду и Порядок от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь, могущество, мужскую прямолинейность и жизненную силу. При гадании руна может означать как появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но в некоторых негативных ситуациях - могущество, не отягощенное мудростью. Но это также и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от разрушительного воздействия психических, материальных или любых иных разрушительных сил. В Старшем Футарке более других приближается к значению руны Перуна руна Турисаз, хотя между ними нет полного соответствия. |
|
Есть Ключевые слова: Естество; Жизнь; Движение Руна Жизни, или Живы, подвижности и естественной изменчивости бытия, ибо неподвижность мертва. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это - руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению. При гадании появление руны Есть символизирует обновление, движение, рост, самое Жизнь. В Старшем Футарке этой руне соответствуют руны Эваз и Беркана. |
|
Исток Ключевые слова: Лед; Не-движение; Первооснова Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что в нордической Традиции лед суть одна из творческих изначальных стихий, символизирующая силу-в-покое, потенциальность, движение в неподвижности. По некоторым вариантам северных легенд Мир возник из одной-единственной градины - ледяного зерна. При гадании руна Истока, руна льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако, следует помнить, что состояние замороженности, не-движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, впрочем, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание... В скандинавских рунических ряда руна Истока соответствует Старшей руне Иса и, отчасти, Младшей Руне Хагал. |
Проработка и описание северо-вендских
рун принадлежит Антону Платову ( А. Платов
"Славянские руны")
Если вы попали на эту страницу с поисковой машины и не видите Навигационной панели - кликните сюда
© 2001-2003 Aradia&Sumerki info@asatru.ru