Интервью с Иггволодом (Антоном Платовым)
|
Интервью публиковалось в альманахе "Мифы и магия индоевропейцев" |
-Иггволод, расскажите, пожалуйста, как начался
Ваш путь в язычество, когда вы впервые
почувствовали интерес к магии?
“Путь в язычество” - это звучит несколько
выспренне, пожалуй. А “интерес к магии” - не
совсем корректно. То, что Вы имеете в виду, это не
вопрос интереса, а вопрос ощущения, что мир
вокруг волшебен, и ощущения вовлеченности в это
волшебство. И это не специфика конкретно моего
“пути в магию”, это – общее. Что касается
вопроса “когда”, эту вовлеченность в волшебство
я впервые почувствовал – как и большинство магов
и ведьмаков - где-то лет в четырнадцать. Это
переломный в определенном смысле возраст, когда
в человеке происходят значительные изменения,
когда он многое начинает осознавать или, как
минимум чувствовать. Поэтому, кстати, первые
магические посвящения в древности совершались
именно в этом возрасте – в
четырнадцать-пятнадцать лет.
-Чувствуете ли Вы поддержку тысячелетней
традиции предков? Откликаются ли они на Ваш зов?
В современном обществе далеко не всегда
правильно понимается смысл культа предков в
сакральной Традиции. Это не столько поклонение и
восхваление конкретных предков конкретного
человека (семьи, рода), сколько обращение к некому
коллективному “эгрегору” (извините за избитый
термин), наработанному всеми предками. В конечном
итоге, это – совершенно конкретная Сила,
способная дать уверенность и мощь. Чувствую ли я
ее поддержку? Да.
-Как Вы относитесь к "родовой памяти"?
Обладаете ли Вы родовыми воспоминаниями?
Не знаю, что именно Вы имеете в виду. Язычество –
если говорить о язычестве – всегда обращено
сразу в две стороны: в прошлое, как к поддержке, и
в будущее, как к цели работы. То, что относится к
обращенности в прошлое, я уже выразил в ответе на
предыдущий вопрос.
-Можно ли говорить о существовании "двух
Платовых" - Ученом и Язычнике?
Да нет, знаете ли, раздвоением личности я пока
вроде бы не страдаю. Можно говорить о двух разных
подходах в изучению и возрождению сакральной
Традиции – научном и магическом. Надеюсь, что мне
действительно удается их сочетать.
-Есть ли у славянского язычества будущее в
современной России?
В современной России – вряд ли. А вот в России
будущего – несомненно. Следует понимать, что
язычество – это не народные рубахи, и не
разгульные праздники на Масленицу или на Купалу,
а особый взгляд на Мир – на Мир, исполненный
волшебства и Силы. Если Россия сможет принять
такой взгляд на Мир, то станет могущественной
языческой Империей; но это будет уже другая
Россия.
-Можно ли говорить о современном славянском
язычестве как о цельной организованной системе
верований?
Нет. Сейчас в России язычество не является ни
цельной системой, ни организованной, а вот
системой верований, к сожалению, действительно
является. Между тем настоящая сакральная
Традиция, настоящее язычество это, прежде всего,
совершенно определенный тип видения Мира и
совершенно определенный тип делания в Мире, а уже
потом – система религиозных верований. Иначе
говоря, язычество подразумевает сначала магию
как тип действия, и лишь вторично – религиозные
аспекты учения. Сейчас же в России язычество
существует почти исключительно как религия, и
лишь очень немногие язычники действительно
понимают, что языческая идеология – это
руководство к действию, а не способ спрятаться от
жизни в религиозную догму, и не способ просто
пережить несколько красивых интересных
моментов. Впрочем, есть все основания
предполагать, что эта первая, неизбежная фаза,
представляющая собой некое хаотическое
“бурление”, подходит к концу.
-Кого в современных неоязыческих течениях Вы
могли бы назвать единомышленниками?
В НЕОязычестве – практически никого. Сам термин
“неоязычество” некорректен, им практически
никто не пользуется, а среди тех, кто пользуется…
Вряд ли.
Если же говорить о “просто язычестве”… Есть
несколько общин, с которыми мы достаточно тесно
сотрудничаем, несколько исследователей, с
которыми мы разделяем общие взгляды. Довольно
часто мы работаем вместе с людьми, вообще не
видящими необходимости говорить о себе как о
язычниках, но при этом живущими и думающими более
традиционно, более варварски, если угодно, чем
многие формальные язычники. Слово “варвар”,
разумеется, я употребляю здесь не в современном
его негативном смысле, но как понятие сакральное.
-Используете ли (использовали ли) Вы в своей
практике вещества, вызывающие экстаз - например
грибы, мандрагору, дурман?
Нет. По крайней мере – сейчас нет.
-Насколько нам известно, Вы много путешествуете
по России – есть ли у Вас любимое место или
любимая местность, т.н. Место Силы, которое
произвело на Вас самое сильное впечатление? Были
ли у Вас в подобном месте видения, встречали ли вы
сущности из нематериального мира?
Любимые места… Есть, конечно. Вышгород-на-Яхроме,
например; вообще весь север Московской области –
так называемая Клинско-Дмитровская ледниковая
гряда, очень сильное место, богатое древними
капищами и священными камнями. Далее – святилища
в степях верхнего Дона. И Север, конечно: Чудское
озеро, северная Ладога, Белое море.
-Довелось ли Вам побывать на прусском святилище
Romowe?
Пока – нет.
-Языческая музыка - как бы Вы сами определили это
понятие? Знаете ли вы музыкантов-язычников?
Достаточно просто. “Языческая музыка” - это
музыка, передающая языческое восприятие мира.
Собственно говоря, музыка – это вообще одно из
самых гармоничных выражений язычества.
Знаю ли я музыкантов-язычников? Да, конечно. Есть
немало и коллективов, и отдельных музыкантов,
которые полностью отдают себе отчет в том, что то,
что они делают, – это язычество. Еще больше тех,
кто проводит (иногда осознанно, иногда – нет)
языческие мотивы, элементы в своем творчестве,
хотя и не называет себя язычником.
-Собираетесь ли вы переиздавать ваши статьи и
книги? Когда выйдет очередной номер "Мифы и
магия индоевропейцев"?
В самое ближайшее время должны выйти переиздания
моих “Дороги на Аваллон” и “Грааля”, а также
новая книга – “Славянские руны”. К осени должны
появиться небольшая книжка по мегалитам России и
(наконец-то) фундаментальный труд “Магические
Искусства древней Европы”. Новый, десятый,
выпуск “Мифов и магии” должен выйти летом, а
следующий, одиннадцатый, – осенью.
-Какую из ваших книг или статей вы считаете
основной в своих исследованиях?
Сложно сказать. Каждая работа затрагивает
какой-то кусочек Традиции, и вряд ли можно
говорить, что вот эта ее часть важнее, чем та. В
каком-то смысле обобщающей книгой являются
“Магические Искусства Древней Европы”, но
опять-таки это не “главная” книга, а именно
обобщение сделанного ранее плюс новые наработки.
Возможно, что отчасти “главной” – по крайней
мере, на данном этапе – можно считать “Книгу о
Старом Волшебстве”, которую я сейчас заканчиваю
и готовлю к печати. А вообще, основные,
“целеформирующие” идеи нередко более четко
звучат в коротких (типа манифестов) текстах и
статьях, имеющих по большей части “внутреннее
хождение”, как, например, “Кодекс Варвара”.
-Порой к неоязыческим движениям примыкают
организации националистского толка. Как Вы
относитесь к подобным вещам? В чем, по Вашему
мнению, причина этого?
Лучше начать “с конца”. Причина этого очевидна:
языческая идеология – это огромная сила, она
несет в себе колоссальный потенциал изменения
Мира. За языческой идеей стоит мощь, которой не
обладает на данный момент никакая иная идеология
– ни коммунистическая, ни христианская, ни
какая-либо еще. Поэтому достаточно естественно,
что определенные политические силы пытаются эту
идеологию использовать – пока неуверенно,
сомневаясь, но все же… А что касается конкретно
националистов, то это тем более понятно, ведь
язычество всегда несет в себе определенный
элемент патриотизма.
Другое дело, как я отношусь к использованию
языческой идеи националистами. Во-первых, сам
этот термин – “национализм” – представляется
мне крайне неопределенным; его использует сейчас
так много совершенно разных людей с абсолютно,
подчас, противоположными целями…
Соответственно, и отношение мое к этому явлению
бывает совершенно разным.
-Куда бы вы посоветовали обращаться тем, кто
заинтересовался славянской языческой традицией?
Можно, например, для начала просто полазить по
Интернету, посмотреть, где, что и как (хотя сразу
должен предупредить, что информация, которая
выкладывается в сети, далеко не всегда
объективна, разумеется). Значительное количество
информации и ссылок есть, например, на сайте Дома
Сварога, который сейчас превращается понемногу в
русский языческий портал. Если интересует
религиозная сторона язычества, рекомендую
обратиться к языческой общине “Родолюбие”. Если
интересует сторона магическая, сторона действия,
то – к нам, в Дом Ясеня; для этого достаточно
просто написать мне (yggwolod@aport.ru). Впрочем,
заинтересованным людям я буду рад ответить,
подсказать что-то, в любом случае.
Если вы попали на эту страницу с поисковой машины и не видите Навигационной панели - кликните сюда
© 2001-2003 Aradia&Sumerki info@asatru.ru